Пенсионную систему РФ улучшить нельзя
05 ноя, 2013 0 Комментариев 328 Просмотров

Пенсионную систему РФ улучшить нельзя

Пенсионную систему РФ улучшить нельзя
Россию ждет очередная пенсионная реформа. Соответствующий пакет законопроектов находится сейчас на рассмотрении Госдумы. Как уверяет вице-премьер Ольга Голодец, предстоящее реформирование пенсионной системы позволит, наконец, повысить пенсии, сделать необходимые расчеты простыми, удобными и открытыми, справедливо учитывающими трудовой вклад гражданина.

При этом подавляющее большинство независимых экспертов и даже часть правительственных считает, что ничего из этого списка благодеяний новая пенсионная формула не гарантирует. Ущербная пенсионная система, существующая в нашей стране со времен реформатора Зурабова, может стать только хуже.

Прежде всего, эксперты отмечают, что основная причина новаций, называемая правительственными чиновниками, – стремление к справедливому пенсионному обеспечению, не имеет к проводимой реформе никакого отношения. В действительности на новую реформу наше руководство подвиг растущий дефицит Пенсионного фонда РФ. Брешь, образовавшаяся в ПФР, превышает уже триллион рублей и продолжает увеличиваться. Если ее не закрыть, то платить пенсии будет нечем.

В лучшие времена эта брешь покрывалась (и покрывается сейчас) трансфертами из федерального бюджета. Увы, уже всем ясно, что теперь и бюджет трещит по швам, а потому правительство ищет возможности избежать коллапса.

При этом глава Минтруда Максим Топилин публично признал: "Безусловно, нам придется в последующем через некоторое количество лет продолжать тему рефинансирования пенсионной системы". То есть люди, проводящие сейчас новую пенсионную реформу, понимают, что она проблем не решит. Как честно объясняют туманные намеки министра эксперты, хорошо знакомые с реальной ситуацией, снизить дефицит Пенсионного фонда при предлагаемом порядке начисления пенсий невозможно. А в условиях большого дефицита ПФР увеличение пенсий возможно только при перераспределении денег от одних пенсионеров к другим. Проще говоря, чтобы увеличить пенсии людям, которые дольше работают, необходимо будет урезать ее тем, кто отработает только положенный срок.

Наибольшие вопросы вызывает, разумеется, балльная система расчета пенсий. Когда профильный вице-премьер Ольга Голодец начинает объяснять, будто она придумана для того, чтобы пенсионер самостоятельно мог подсчитать причитающиеся ему пенсионные суммы, понятно, что она лукавит. Откуда рядовому гражданину знать, какой доход у ПФР и сколько баллов начислено всем пенсионерам? Посчитать что-то по формуле с этими неизвестными не удастся никому, кроме чиновников ПФР и профильного ведомства. При этом уже сейчас звучат утверждения о том, что разработчики расчетов новой пенсионной формулы грешат "подкручиванием" ее показателей в ручном режиме. Речь идет о том, что за последние полгода снизилась стоимость коэффициентов и баллов, на основе которых будет рассчитываться индивидуальная пенсия.

Между прочим, такой методики расчета пенсий, какая предлагается в России, нет нигде в мире. И это тоже о чем-то говорит.

Увы, но поведение наших чиновников заслуживает самых жестких определений. Одна только реплика министра Топилина о том, что пенсионные накопления гражданам не принадлежат, в любой цивилизованной стране привела бы к его мгновенной отставке. А у нас – никакого эффекта.

В дискуссии между сторонниками накопительной и солидарной пенсионных систем автору этих строк, прожившему больше половины жизни при советской власти, ближе вторые. Солидарная система в СССР, при всех своих недостатках, демонстрировала устойчивость и ясность. Увы, в наше время она все это потеряла: стоило вернуть накопительные 6 % в Пенсионный фонд, как они моментально были обращены в доход казны, проще говоря, конфискованы.

Между тем, когда сторонники солидарной системы заявляют, что все отчисления, составляющие 22 % от фонда заработной платы, должны поступать в солидарную часть пенсии, а негосударственные пенсионные фонды могут использовать только дополнительные добровольные отчисления граждан и работодателей, их аргументацию тоже можно понять. Накопления в НПФ в среднем дают доходность ниже инфляции, а потому фактически обесцениваются из года в год. И вообще, считают критики накопительной части, зачем вытаскивать из системы 6 % и отдавать каким-то жуликам? В том, что за спиной НПФ стоят жулики, эти политики абсолютно (и далеко не всегда ошибочно) уверены.

Однако есть еще целый ряд моментов, связанных с пенсионной реформой, который не менее важен, хотя обсуждается реже и не так громко.

Во-первых, речь идет о том, что пенсионная формула заметно уменьшит размер пенсии людям с низкой зарплатой, не выходящей за пределы двух МРОТ. Между тем, у нас только официально таких граждан не менее 13 %. Именно на малооплачиваемых людях ПФР будет экономить, а то и отсекать их от пенсионной системы при недостаточном количестве баллов. По старой формуле их пенсии были выше, а подобного отсечения не могло быть вообще. Если новая пенсионная формула станет законом, этим 13 % наших граждан после выхода на пенсию грозит такая нищета, которая не снилась даже сегодняшним пенсионерам.

Надо сказать, что пенсионная формула таит в себе ряд моментов, о которых ее разработчики, возможно, просто не подумали. Заменяя обычные деньги мифическими баллами, чиновники Минтруда явно не обратили внимание на то, что большее суммарное количество баллов у всех пенсионеров уменьшает их стоимость для каждого из них. Явно не был достаточно проработан вопрос, связанный с введением в формулу переменного значения – доходов ПФР. Использование этого элемента формулы может привести к тому, что пенсия в каком-то году у всех ее получателей уменьшится, по сравнению с годом предыдущим. А ведь такого не должно быть никогда.

Напрашивается и такой вопрос: будет ли уменьшаться пенсия у одних социальных групп (разумеется, беднейших), если у других социальных групп (высокооплачиваемых) она увеличится за счет накопления большого количества баллов?

Еще одна деталь – из нового закона выпало понятие фиксированного базового размера пенсии. А заодно исчезло обязательство государства повышать эту часть пенсии за стаж. Кроме того, новая формула увеличивает обязательный стаж с 5 до 15 лет для получения права на трудовую пенсию. При этом для вхождения в пенсионную систему необходимо накопить 33 балла. Как люди с маленькими зарплатами успеют это сделать за 15 лет?

Честно говоря, новые пенсионные законопроекты стоило бы вернуть в правительство для кардинальной доработки. Но сделано это явно не будет. Так что будущим пенсионерам придется не легче, чем нынешним. Впрочем, думается, в ближайшие годы мы станем свидетелями еще как минимум одной пенсионной реформы, поскольку эта явно окажется нежизнеспособной.
Олег КОНЮХОВ

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация