За льготы, квартиру и пенсию!
27 июл, 2015 0 Комментариев 132 Просмотров

За льготы, квартиру и пенсию!

Сегодня наша армия, по оценке многих экспертов, выглядит весьма достойно. Беспокоит, однако, боевой дух, дающий идейное обоснование службе…

«С конца XVIII века, – пишет исследовавший этот вопрос к. и. н. капитан 1-го ранга запаса А. Григорьев, – в русской армии существовало понятие воинского духа, которое имело в виду нечто, присущее человеку, в частности высшую искру Божию – ум и волю. Это понятие слагалось из разума (системы знаний и боевого опыта) и нравственных качеств (совести, милосердия, патриотизма и пр.)… Довольно долго понятие «воинский дух» и родственное ему «святой долг» работали, так как были наполнены конкретным содержанием, проверены временем и освящены христианскими истинами, пока их не заменили трудно поддающимися расшифровке терминами «морально-политическая подготовка» или «моральный потенциал».

За льготы, квартиру и пенсию!Фото: livejournal.com

К сожалению, эти слова можно соотнести к значительной части нынешних командиров и начальников, с трудом понимающих разницу между «воинским духом» и «морально-психологическим обеспечением» в различных вариациях. Сказываются десятилетия насаждавшихся в обществе и учебных заведениях материализма и атеизма. Дух в этот период имел второстепенное, прилагательное значение: о нем либо забывали, либо ошибочно старались слить с идеологией. Поэтому и поднимать дух воинов пытались соответственно то политпропагандой и агитбригадами, то фронтовыми «ста граммами», повышением денежного содержания или пошивом новой формы. Но «самую передовую в мире идеологию» в итоге это не спасло. В чем ошибка?

Безусловно, идеология связана как с духом, так и с материей (материальными ценностями), но имеет в этом триумвирате, увы, отнюдь не главенствующее, а подчиненное значение. Она выполняет заказ конкретного общественно-политического строя, то есть находится на службе у власти предержащей. Отсюда и дух, по их мнению, должен участвовать в процессе. Многие путают или смешивают идеологию и духовность (религиозность), что в корне не верно. Ибо религия на несколько веков старше любой идеологии и никогда не нуждалась в ней. А вот идеология не может существовать без религиозного базиса, либо утверждаясь на нем, либо, наоборот, отталкиваясь от него.

Дух же есть самостоятельная творческая единица (ипостась). По учению всех традиционных религий России, он имеет признаки высшей силы – Бога, то есть независим от идей, политики и тем более от материальных ценностей, созданных людьми. И в свою очередь формирует духовный мир человека, оказывает влияние на его поступки, определяет моральные и нравственные нормы социума. Словом, насколько человек духовен, настолько и «годен к службе».

Бог – наш генерал

Идея службы (служения) накрепко связана с осознанием жертвенной избранности, готовностью к самопожертвованию. В России, вступая на ратный путь, люди давали клятву – присягали на верность, целовали крест. Понятие службы было знакомо и близко каждому русскому человеку, воспитанному в Церкви. Ее глава – Христос был не только Царем Царей, но одновременно послушным Отцу Сыном и Учителем, умывающим ноги своим ученикам.

Отсюда воспитание служивого органично базировалось на церковных догматах, на святости этого поприща, на нерушимости, данной перед алтарем и Евангелием клятвы. Сакральность выбора освящалась через полковой храм, священника, боевое знамя, полковые иконы и хоругви, чины и погоны старших начальников и прочие атрибуты иерархичности. Священное благоговение должен был испытывать солдат, осознавая свое причастие к богоугодному делу – освященной Церковью государевой службе за близкие и понятные ему идеалы: Веру, Царя и Отечество, взирая на данных ему Богом начальников, которые должны в свою очередь быть образцами в исполнении этого долга.

То, что ныне вызывает непотребный жеребячий гогот и стеб у людей, утративших понятие о происхождении основополагающих принципов служения, когда-то лежало в основе успехов русской армии. Победы Петра Первого, Румянцева, Суворова, Ушакова, Багратиона, Кутузова, Ермолова, Скобелева одержаны воспитанным в таком духе русским солдатом под командой такого же офицера. Ни более совершенное оружие, ни численность противника не имели существенного значения. Тогда на полях сражений главенствовал дух! Тот командир, которому удавалось зажечь его в готовом к этому солдате, и становился победителем сражения, всей кампании. «Бог – наш генерал. Он нас водит!» – говорил Суворов.

А как же великий Наполеон, который отвергал веру в Бога в ее традиционном понимании? Являясь атеистом, он не был, однако, твердокаменным материалистом. Выше «материи» и завязанной на ней идее овладения материальными ценностями – миром он все же ставил дух, понимая легитимное значение производных от него традиций, субординации, иерархичности – того, на чем базируются военная культура, дисциплина, делающая из новобранца настоящего солдата. Он делал ставку на дух, рожденный в корпоративной среде завоевателей, первенство в котором принадлежало ему. За это его любили солдаты, верили, боготворили, и, пока победы сопутствовали ему, влияние Бонапарта крепло. Но с чередой неудач, начавшихся в России, «Великая армия» стала на глазах таять, превратившись скоро в сброд!

Ошибка состояла в том, что с верой солдата не в Бога, а пусть даже и в гениального полководца – кумира можно выиграть сражение или даже кампанию, но нельзя победить в войне, связанной тем более с завоевательными, корыстными целями. Этот урок не усвоили ни Гитлер, ни его генералы, зато его вовремя понял Сталин.

Сравним гении Наполеона и Суворова, мечтавших скрестить шпаги. Александр Васильевич не уступал Бонапарту в блистательности одержанных побед, отваге и таланте, позволявшем ему творить настоящие чудеса со своими чудо-богатырями при взятии непреступного Измаила, усмирении польских сепаратистов, в неприступных Альпах. Главное же их отличие было в нравственном подходе к рассмотрению проблемы истоков воинского духа. Суворов был идеалом служения, Наполеон – яркой на него пародией.

Тапочки для «настоящих полковников»

Проблема русской армии сегодня не в том, что нет чудо-богатырей, а в том, что нет воспитавших бы их суворовых – одухотворенных служак. Зато есть масса наполеончиков. Среди нынешних офицеров благодаря недалекой кадровой политике и отсутствию системного духовно-нравственного воспитания вообще редки люди с неиспорченной мотивацией служения, а отсюда – с высоким боевым духом. Свидетельство тому – многочисленные коррупционные скандалы среди высокопоставленных чиновников военного министерства. Глядя на них, можно ли ожидать добросовестного служения от подчиненных?

Сегодня слишком многие офицеры и солдаты, ставшие профессионалами, не служат, а выслуживаются или «тянут лямку» ради того, чтобы, пройдя через «тяготы и лишения», которые чаще всего ассоциируются с моральным унижением, получить взамен должность, пенсию, квартиру, льготы.

Больно смотреть на лицемерие, трусость, воровскую суетливость, подобострастие, хамство, рвачество, продажность, читаемую в глазах офицеров армии, которая брала Берлин и Париж, умирала, но не сдавалась в Бресте и Осовце, штурмовала перевалы Альп и Шипки, высаживалась на Курилах и Ионических островах, патрулировала небо над Кореей и берега обеих Америк. Все забыто, вышучено, опошлено, перевернуто с ног на голову, единообразно выкрашено «шаровой краской» и сдано в пыльный архив или покрыто лакированной музейной коростой.

От вернувшегося из «горячей» командировки офицера узнал, как он получил перед убытием туда задачу от генерала: поставить отметку в командировочном удостоверении о пребывании там (с целью получения льгот) его сыну, который все это время не отрывал своего зада от служебного кресла в одном из управлений ГШ… Знакомые офицеры рассказали о комдиве, бившем «по мордасам» командира роты грязной тряпкой при подчиненных: ротный скоро стал комбатом, а сам комдив поступил в академию… На новогоднем корпоративном вечере «замполит» предложил конкурс: офицер зажимает между ног банан, а женщины-сослуживицы должны его без помощи рук очистить… На одном из военно-патриотических мероприятий увешанные медалями лопоухие кадеты фотографировались с ветераном-афганцем, у которого на груди сиротливо висела одна – «За боевые заслуги»… В военторговском ларьке при высоком штабе увидел сувениры: дебильные статуэтки в виде застывших в нелепых позах офицеров, «лейтенантские» подушки-думки, тапочки для «настоящих полковников» и прочий кич в виде различных побрякушек, кружек и неуставных жетонов с лихими надписям. «А что? Прикольно!» – сказал покупатель в майорских погонах…

Щит Родины – армию, где подобные картинки стали привычны и уже не режут ни глаз, ни слух, необходимо спасать. От всего, что не имеет ничего общего с жертвенным благородным духом настоящего служения. Задачей номер один командиров всех степеней должно бы стать возвращение идеи службы через подъем духа. Кому это по плечу? Только ли возвращаемому в строй военному духовенству?

Роман Илющенко,
подполковник запаса, ветеран боевых действий

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация