Наш флот силен традициями
02 авг, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Наш флот силен традициями


Адмирал Владимир Королев
Источник: chervonec-001.livejournal.com

На вопросы "Российской газеты" отвечает главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев

В напряженном графике адмирала Королева, в субботний день, нашлось небольшое окно, и мы встретились с ним по новому месту службы - в рабочем кабинете главнокомандующего ВМФ под сводами Адмиралтейства.

Очень скоро, Владимир Иванович, символическая дата: четверть века назад указом президента России нашему ВМФ возвращен Андреевский стяг. И друзья, и недруги признают: под этим флагом российский флот стал заметнее. Вы с этим согласны?

Владимир Королев: Флот России ни под каким флагом лица не терял. А с возвращением Андреевского флага началось возрождение многих флотских традиций с трехвековой историей.

В марте месяце мы отметили 110-ю годовщину подводных сил России, в июле - 100-летие морской авиации ВМФ. Это даты напоминают, что за нашей спиной путь больших свершений на море - над водой, под водой и в воздухе. А в современной истории российского ВМФ - не побоюсь сказать - каждый год становится особенным. Военные моряки ощущают то внимание, которое оказывается развитию Военно-Морского Флота государством и Министерством обороны. Такое внимание абсолютно объяснимо: флот страны, которая имеет самую большую протяженность морских границ в мире, не может позволить себе быть слабым.

Это закреплено и в Морской доктрине, которую президент и Верховный Главнокомандующий подписал в 2015 году. Как отразились новые задачи в практической деятельности флота?

Владимир Королев: Пожалуй, самое наглядное - наши шаги в Арктике. В 2015 году отрядом кораблей Северного флота выполнен поход по акватории Северного морского пути продолжительностью 56 суток. Среди прочего отрабатывались задачи по защите судоходства и морской экономической деятельности в нашей арктической зоне. В том числе, и возможность высадки десантов на острова Новосибирского архипелага и Новой Земли. Впервые с привлечением вновь сформированного соединения - арктической мотострелковой бригады - проведено двустороннее тактическое учение на плато Путорана, это Красноярский край.

Как изменилась обстановка в Военно-морском флоте за последние, скажем, десять лет?

Владимир Королев: Можно уверенно сказать, что времена, когда упор делался только на базовую подготовку, то есть подготовку в базах, канули в лету. Военно-морской флот России не простаивает у причалов. Боевые корабли и подводные лодки выполняют задачи в дальней морской и океанской зонах в составе группировок, а также взаимодействуют на межвидовом уровне.

Ситуация, повторюсь, в корне изменилась. Только за последние два года наплаванность экипажей увеличилась в два с половиной раза. Но наследие 90-х, особенно в среднем командном звене, дает о себе знать. Поэтому выбирать и назначать на командные должности сегодня надо тех, кто не отсиживался на берегу, а даже в те непростые годы обретал профессиональный опыт. Тех, кто хочет в море и не мыслит без него своей жизни, мы обучаем.

Иными словами, в профессионалах недостатка нет?

Владимир Королев: Уже есть командиры и корабли, которые совершают боевые службы длительностью пятьсот и более суток. Недавно на Северном флоте встречали большой десантный корабль "Оленегорский горняк", который был в море без малого 700 суток. Снова стали практикой межфлотские переходы. Прошлой осенью с Севера на ТОФ перебазирован подводный ракетоносец "Александр Невский", за ним должен последовать "Владимир Мономах". Примеров взаимодействия на межфлотском и межвидовом уровне много. Например, для участия в учениях ходил на Дальний Восток атомный ракетный крейсер "Петр Великий". В составе постоянного оперативного соединения в Средиземном море взаимодействуют между собой корабли всех флотов. И это правильно. Это отвечает тем новым угрозам, которые возникают на море.

А что касается нового строительства - действует Государственная программа военного кораблестроения на период до 2050 года. В ней предусмотрено поэтапное строительство надводных кораблей и подводных лодок утвержденного типоряда&hellip-

То есть разных по назначению и размерам?

Владимир Королев: И по решаемым задачам. При этом надо понимать, что построить корабль - это не автомобиль построить. Но в исторически короткий срок, после обвального падения 90-х, в России восстановлены практически все цепочки кораблестроительной кооперации.

В строй действующих уже введены три стратегические подводные лодки проекта "Борей" и головная АПЛ проекта "Ясень", построенные на "Севмаше". На подходе - "Борей-А". А буквально через день, 29 июля, на той же верфи в Северодвинске по проекту "Ясень-М" будет заложена многоцелевая атомная подводная лодка "Пермь".

На Адмиралтейских верфях в Петербурге построены и переданы в состав Черноморского флота большие дизель-электрические подводные лодки "Новороссийск", "Ростов-на-Дону", "Старый Оскол". До конца 2016 года планируем получить еще две аналогичные подлодки - "Великий Новгород" и "Колпино".

Созданные по проекту 636.3 конструкторского бюро "Рубин", эти подводные корабли очень неплохо себя зарекомендовали, и сейчас решается вопрос о строительстве в ближнесрочной перспективе серии из шести таких ДЭПЛ для подводных сил Тихоокеанского флота.

А есть ли свежее пополнение в нашем надводном флоте?

Владимир Королев: Он пополняется фрегатами проектов 1135.6 и 22350 и малыми ракетными кораблями с высокоточным оружием. В ближайшей перспективе для ВМФ начнется строительство кораблей, которые объединят в себе качества ледокола, патрульного корабля и буксирного судна. Идут работы по созданию эсминца нового поколения - на этой стадии проект носит символическое название "Лидер". Этот корабль будет непревзойденным по своей боевой мощи.

При этом хочу отметить, что упреки в том, что якобы для ВМФ не строятся в настоящее время корабли крупного водоизмещения безосновательны. Кораблестроительная программа предусматривает строительство как малых, так и больших кораблей. В современных условиях на первый план в кораблестроении выходит не только показатель большого водоизмещения, но и показатель эффективности вооружения. Уже есть корабли среднего и малого водоизмещения, которые способны нанести урон вероятному противнику, во много раз превышающий тот, который мог бы нанести корабль ВМФ большого водоизмещения лет двадцать назад.

Куда сегодня устремлены взгляды главного командования ВМФ - в Арктику, на Дальний Восток?Или самые неотложные дела влекут на Черноморский флот и Балтику?

Владимир Королев: Было бы неправильно "зацикливаться" на каком-то одном из направлений. Флот должен действовать в составе межвидовых группировок. Но приоритетные направления у нас есть - это правда. При этом каждый флот в составе ВМФ решает как общие задачи, так и задачи, которые предопределены его географическим положением, условиями базирования, наличием потенциальных угроз на море.

Например, логика развития сбалансированного ВМФ диктует нам целесообразность поддержания на должном уровне группировок стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок на Камчатке и на Севере. Поэтому, усилия Минобороны России и Главного командования ВМФ направлены на поддержание технической готовности АПЛ третьего поколения Северного и Тихоокеанского флотов и пополнение их подводными лодками 4-го поколения. Как уже сказано, в состав подводных сил в настоящее время поступают корабли четвертого поколения проекта "Борей", которые будут в ближайшей перспективе основой морской составляющей в триаде стратегических ядерных сил. Ведутся работы по созданию подводных лодок 5-го поколения.

А что на южном направлении?

Владимир Королев: И там есть своеобразие, которое мы учитываем при развитии Черноморского флота и Каспийской флотилии. Задача черноморцев и каспийцев - обеспечивать безопасность в своих операционных зонах ответственности. У нас не должно быть слабых мест. Поэтому Каспийская флотилия существенно изменила облик, получив малые ракетные корабли и новые катера.

В отношении Черноморского флота можно констатировать, что его старение остановлено. Черноморцы получают корабли с высокоточным оружием. В составе флота уже выполняют задачи малые ракетные корабли "Серпухов", "Зеленый Дол". В Севастополь прибыл головной фрегат проекта 1135.6 "Адмирал Григорович". Вскоре к месту базирования на Черноморский флот осуществит переход второй фрегат этого же проекта - "Адмирал Эссен". До 2017 года подводные силы Черноморского флота будут насчитывать шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3, которые, по сути, образуют соединение ПЛ. Понять замысел обновления Черноморского флота довольно просто. Он должен полностью отвечать объему решаемых задач по обеспечению безопасности на южном направлении.

Что еще немаловажно - на верфях черноморского побережья реанимирована система судоремонта и военного кораблестроения. И теперь Черноморский флот способен эффективно решать задачи в своей операционной зоне ответственности, поддерживая технический потенциал на требуемом уровне.

И у Балтийского флота есть свои специфические задачи в сфере межвидового взаимодействия на Северо-Западе России. А в дополнение к этому балтийцы выполняют другую важнейшую функцию - обеспечивают испытания новых кораблей и подводных лодок.

Кое-кому на западе такие перемены и возросшая активность российского ВМФ явно не по нутру&hellip-

Владимир Королев: Реакция на возвращение ВМФ России в Мировой океан заметна. Это многим не нравится, но такие перемены - требование времени. Флот нашего государства никогда не будет на обочине. Андреевский флаг обязан присутствовать в морях и океанах во имя стабильности и обеспечения мирной морехозяйственной деятельности государства. И что здесь необычного? Сбалансированный ВМФ России должен полностью отвечать задачам, которые поставлены министром обороны.

Добавить могу лишь то, что за всю 320-летнюю историю российского флота, вы вряд ли вы найдете примеры, когда его становление и развитие кому-то из оппонентов нравилось. Но вы не найдете и примеров, когда флот России выступал инструментом агрессии. Он есть и будет весомым аргументом против угроз безопасности нашего государства с морских и океанских направлений.

Как командир и будущий военачальник вы выросли на подводных лодках проекта 671 и 671РТ - ходили подо льдами, на Северный полюс, выполняли рискованные задачи на К-387 в Средиземном море. Потом командовали дивизией подводных лодок, эскадрой. И когда вышел указ президента о назначении Вас главкомом, профессионалы заметили: на командирский мостик ВМФ поднялся адмирал с подводным стартом&hellip-

Владимир Королев: В Главном командовании ВМФ в разное время были и те, кто прошел командирский путь на подводных лодках, и те, кто командовал надводными кораблями. Для пользы флота важно не то, откуда ты пришел, а на что ты способен. Важно, как подготовлен, что в душе и за плечами.

Хотя прекрасно понимаю, что первоначальное, базовое образование влияет на профессиональный рост человека. И во многом формирует его будущее. Но если говорить по большому счету, одного этого мало. Дело еще и в желании, в способностях. Неделю назад, 22 июля, на Черноморском флоте был вручен орден Нахимова ракетному крейсеру "Москва". Там командиром капитан I ранга Александр Шварц. Отец командира, он тоже капитан I ранга, подводник, в свое время сказал сыну так: "Самое главное, чтобы ты не преувеличивал свои возможности". И я с ним соглашусь.

Это очень важное качество для офицера и командира - сознавать уровень своих возможностей и уметь вовремя остановиться для того, чтобы всесторонне оценить ситуацию. Но надолго останавливаться нельзя. Умение в короткий срок принимать профессиональные, грамотные решения - одно из главных достоинств любого командира. У командира подводной лодки или надводного корабля нет права на ошибку. За ним люди, экипаж. А перед ним - задача, которую надо выполнить. Мы готовим, обучаем командиров современной формации, которые являются и профессионалами, и психологами. Это важно.

Должен ли командир понимать, что у него есть свой потолок?

Владимир Королев: Я бы сказал так: внутренне понимание того, что для перехода на более высокий уровень нужно получить еще больше знаний и опыта, должно быть обязательно. Это касается не только военной, а любой серьезной карьеры. Если этим пренебрегать, и подчиненные будут чувствовать себя некомфортно, и сам начальник окажется не в своей тарелке, потому что не сможет обрести должной уверенности. И не суть важно, кто ты в прошлом - подводник, командир надводного корабля, служил в береговых частях или морской авиации.

А для перехода на новый уровень в ВМФ созданы все возможности. Это учеба в Военно-морской академии, подготовка в Объединенном учебном центре ВМФ. Словом, все условия для реализации здоровых командирских амбиций. А требования у нас четкие и недвусмысленные: компетентность, профессионализм при принятии решений, упорство и трудолюбие, помноженные на беззаветную любовь к морю. Без любви к морю, к родному кораблю служба в Военно-Морском флоте невозможна. И притворяться тут бесполезно - фальшь на флоте так же заметна, как и фальшивая скрипка в оркестре&hellip-

Пятнадцать лет назад, после долгого перерыва, Северный флот принял в боевой состав новую многоцелевую АПЛ "Гепард". Для нашего ВМФ она стала 15-й и завершающей в линейке субмарин, созданных по проекту 971 конструкторским бюро "Малахит". Как проявили себя корабли этой серии? И какая у них перспектива?

Владимир Королев: Мы считаем, что эта серия - одна из самых удачных, если говорить о классе многоцелевых подводных лодок. Удачная практически по всем направлениям, начиная с технической надежности. Эти корабли, замечу, далеко не новые. Самому "молодому", как вы правильно сказали, уже 15 лет.

А усовершенствования в процессе их жизни и службы проводились - как и на любых других кораблях и подводных лодках. Время идет, и мы обновляем с помощью промышленности отдельные узлы и системы. Проститься с кораблем большого ума не надо. Но если проект удачный, то надо полностью использовать все заложенные характеристики. И более того - заниматься улучшением этих характеристик совместно с представителями ОПК.

То есть решение провести их заводской ремонт с модернизацией - это решение стратегическое и осмысленное? Хотя, как я понимаю, не дешевое&hellip-

Владимир Королев: Да, не дешевое, но в данный момент оправданное. Именно потому, что одновременно с ремонтом проводится модернизация. А наши подводные лодки имеют солидный модернизационный запас. Поэтому в период до 2020 года Центр судоремонта "Звездочка" в Северодвинске и завод "Звезда" в Большом Камне (это Приморье) выполнят для ВМФ России солидный объем работ по ремонту и модернизации атомных подводных лодок 971-го и 949-го проектов.

Насколько я знаю, такие работы уже начались и под них обеспечено финансирование...

Владимир Королев: Именно так. В результате мы получим обновленную группировку многоцелевых АПЛ, которым предстоит нести службу в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Эти подводные лодки будут оснащены более современными системами жизнеобеспечения, гидроакустическими и навигационными комплексами, системами управления и связи. Срок службы АПЛ проектов 971 и 949 увеличится практически вдвое, а улучшенные тактико-технические характеристики позволят существенно повысить эффективность их применения в боевом составе подводных сил.

Постановлением правительства РФ №518, вышедшим в мае 1998 года, Военно-морской флот избавлен от несвойственных для себя и весьма обременительных функций по обращению с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами. Теперь это прерогатива специализированных учреждений "Росатома". Не пришла ли пора аналогичным образом поставить вопрос о комплексном техническом обслуживании кораблей в местах базирования - передать эту функцию специально обученным ремонтным бригадам предприятий ОСК, включая все виды текущего, поддерживающего и межпоходового ремонтов?

Владимир Королев: Время пришло. Но возможности, прежде всего финансовые, не позволяют изменить все и сразу.

Но с чего-то надо начинать...

Владимир Королев: Вот мы и передали многоцелевую АПЛ "Леопард" из состава Северного флота для модернизации в Центр судоремонта "Звездочка" - с последующим сопровождением. А экипаж остался в месте постоянной дислокации и продолжит службу.

То есть моряки-подводники не будут терять по 2-3, а то и 4 года на заводе, а примут обновленный корабль по его готовности?

Владимир Королев: Это один из возможных подходов. Есть и другие соображения, как обеспечить поэтапный переход к промышленному сопровождению кораблей на протяжении всего жизненного цикла - от постройки и гарантийного обслуживания до утилизации.

И финансовые ресурсы под это закладываются?

Владимир Королев: В обязательном порядке, по-другому невозможно. На начальном этапе это гарантийное обслуживание, потом уже сервисное. Здесь же и ремонты различного вида. Мы только сейчас начинаем к этому возвращаться, потому что нужны деньги, а их просто не было. Хватало, в лучшем случае, на поддерживающий ремонт...

Никакая техника не может быть признана совершенной и абсолютно безопасной. А оператор, который ею управляет, не застрахован от ошибок. К службе во флоте, где используются новейшие образцы вооружения и специальной техники, это имеет самое непосредственное отношение. Как, на ваш взгляд, оптимизировать отношения в системе "человек-машина" и свести к минимуму риск чрезвычайных ситуаций?

Владимир Королев: Исключить совсем человеческие ошибки, действительно, нельзя. Но минимизировать такие риски можно и нужно. И главный упор, конечно, на профессиональную подготовку. Как она организована? Главкомат ВМФ уделяет особое внимание подготовке и переподготовке кадров в специализированных учебных центрах. Например, в 2015 - 2016 годах в них прошли обучение и подготовку 30 экипажей подводных лодок. В том числе проведена подготовка экипажей на корабли новых проектов - 955, 885 и 636.3. И уже начато обучение экипажей на подводные лодки, модернизируемые по проекту 971М для Северного флота.

С начала 2016 года более ста морских пехотинцев прошли подготовку к несению службы в группах антитеррора на боевых кораблях в дальней морской зоне. А совсем недавно, 18 июня, на Якорной площади Кронштадта, где расположены святыни ВМФ России - кронштадтский Морской собор и памятник выдающемуся флотоводцу адмиралу С.О. Макарову, состоялась торжественная церемония выпуска около 500 офицеров Военно-Морского флота, окончивших в 2016 году военно-морские учебные заведения Военного учебно-научного центра ВМФ.

Более того, в этом году мы подготовили свыше ста моряков для ВМС дружественных нам государств, что свидетельствует о большом авторитете российского военного образования.

В последние полтора десятилетия немало сделано для укрепления и развития аварийно-спасательных сил флота. Особый случай - создание океанского спасателя "Игорь Белоусов". Специальное судно принято у промышленности в конце прошлого года и сейчас завершает переход во Владивосток. Когда ожидается его прибытие в место постоянной дислокации на ТОФ?

Владимир Королев: В августе. "Игорь Белоусов" несет на своем борту большой арсенал поисково-спасательного оборудования. Добавлю, что к концу следующего, 2017 года, ВМФ получит десять необитаемых поисково-спасательных подводных аппаратов "Марлин-350". Практически завершена работа по модернизации подводных аппаратов "Приз".

Ранее мы сообщали, что на Тихоокеанский флот доставлен новейший поисково-спасательный аппарат "Бестер-1", не имеющий аналогов в мире. Кроме того строятся спасательные буксиры нового поколения для Северного флота и модульные поисково-спасательные катера. Важно, что все такие суда имеют передовую систему динамического позиционирования над подводным объектом и тем самым позволяют существенно укрепить систему поисково-спасательного обеспечения ВМФ.

С тех пор, как была возрождена традиция присвоения подводным лодкам имен собственных, у многих на слуху наименования "Пантера", "Волк", "Леопард", а в открытой печати стали называть имена командиров атомных субмарин. Не демаскирует ли это боевые корабли и не мешает ли такая публичность выполнению экипажами задач по назначению? Как вы смотрели на это, когда командовали подлодкой, дивизией, эскадрой, и как смотрите теперь, став главкомом?

Владимир Королев: Я считал и считаю, что флот крепок традициями. За что нас и уважают. У меня дед служил на Балтийском флоте с 1906-го по 1918 год в соединении именных кораблей. Поэтому я много про это знаю, слышал от него про каждую подводную лодку. Это очень хорошая, исторически оправданная традиция. И по-другому, наверное, нельзя.

Поэтому мы сейчас не только присваиваем имена великих адмиралов нашим фрегатам, крейсерам, но и возвращаем в сегодняшний день именные серии кораблей, которые принимали участие в Великой Отечественной войне. Если хотите, даем им вторую жизнь. Не забывая и тех героев, которые отличились уже после войны.

Ваш дед - балтиец. А отец?

Владимир Королев: Отец тоже семь лет добросовестно прослужил на Балтийском флоте. Хотя кадровым военным не стал - это была срочная служба. А то, что я пошел на флот - исключительно заслуга деда. Он, уже находясь на пенсии, готовил меня к этому с первого класса.

Вы с родителями жили в Тверской области, там и школу закончили&hellip-

Владимир Королев: Да. Пришел в военкомат города Удомля - направлений в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе не оказалось. По настоянию деда пришлось обращаться лично к начальнику училища. Я обратился. Оттуда сделали вызов. Поехал, поступил&hellip-

Вы часто в командировках - то в Севастополе, то в Балтийске, то на Камчатке. Неизвестно, когда дома бываете. И где, если не секрет, сейчас Ваша семья?

Владимир Королев: В Североморске.

А сами к чему больше тяготеете? Командиром подлодки стали на Севере, уже адмиралом служили в Севастополе. Или Петербург, где учились, как-то роднее и к Твери ближе?

Владимир Королев: Вы знаете, я ко всему адаптирован: куда приеду - там и хорошо. Там, где есть флот, всегда чувствую себя комфортно. Наверное, как и журналист: приехал на новое место, работа есть - значит, нормально. А в Санкт-Петербурге, в исторических стенах Адмиралтейства, куда возвратилось

Главное командование ВМФ, атмосфера, конечно, совершенно особая, пропитанная традициями.

Как на большой подводной лодке? Всех вижу и слышу, а с улицы к вам не попасть?

Владимир Королев: Это вы о ремонте? Скоро он закончится. И на торжественное открытие в обновленное Адмиралтейство "Российскую газету" мы непременно пригласим.

Но уже сейчас, входя в Адмиралтейство, я мысленно говорю себе, что его золоченый шпиль знал на своем веку великие события, а под ним - вся летопись Российского флота. Это вдохновляет на работу, придает еще больше сил и обостряет ответственность. Думаю, что схожие настроения и у офицеров Главного штаба, прибывающих ежедневно на службу.

Да и каждый матрос, мичман, офицер, стоящий в строю на подъеме Андреевского флага на своем корабле, испытывает гордость за то, что ему доверено нести службу в Военно-Морском флоте великой страны. В канун нашего профессионального праздника желаю всем военным морякам счастья, здоровья, благополучия и успехов в служении родному Флоту.


Признание

Из глубин океана дотянулся до небес

В этом году, сразу вслед за Днем ВМФ, свой личный большой юбилей - 90 лет со дня рождения - отмечает академик Игорь Дмитриевич Спасский, который более тридцати лет руководил конструкторским бюро "Рубин". Как с флотских позиций вы могли бы оценить масштаб личности этого человека и его роль в развитии подводного кораблестроения?

Владимир Королев: Академик Спасский - это, безусловно, выдающийся профессионал и личность из золотого фонда страны. И особенно весом его вклад в развитие подводных сил нашего Военно-Морского флота.

Без него невозможно представить создание морского ракетно-ядерного потенциала России. За те 30 лет, что Игорь Дмитриевич Спасский был на посту генерального конструктора и директора ЦКБ "Рубин", разработаны основополагающие принципы и технологии создания подводных лодок. Они позволили сократить сроки и стоимость их строительства и, одновременно, поднять на новый качественный уровень боевые характеристики.

Высокая эффективность, безопасность эксплуатации подводных лодок, их атомных энергетических установок, оптимальные подходы к автоматизации управления - это все результаты работ Игоря Дмитриевича Спасского, который отдавал безусловный приоритет подводным силам России. Вот лишь один факт: конструктор и руководитель КБ Спасский реализовал свои знания и талант в строительстве более двухсот подводных лодок! Кто еще в мире может похвастаться таким достижением?

Не следует забывать и о том, что академик Спасский является создателем семейства самых малошумных и высокоэффективных ДЭПЛ, завоевавших высокую репутацию в мировом подводном кораблестроении.

Про Игоря Дмитриевича можно сказать и так: "Это человек, который из глубин океана дотянулся до небес". Созданный при его участии плавучий космодром "Морской старт" позволил обеспечить оптимальные условия запуска ракет-носителей из экваториальной части Тихого океана.

"Дайте русскому школьнику карту звёздного неба, и на следующий день он вернёт вам её исправленной". Мне кажется, что эти слова великого Федора Достоевского как нельзя лучше подходят к Игорю Дмитриевичу Спасскому.


Александр Емельяненков

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация