Соль ракетной гонки — часть II
27 июн, 2016 0 Комментариев 1 Просмотров

Соль ракетной гонки — часть II

Продолжение. Начало читайте в предыдущем номере.

Ключевыми позициями, определяющими качества стратегического ракетного оружия и зафиксированными в протоколе к Договору ОСВ-2, закономерно стали стартовый и забрасываемый вес.

Пункт 7 статьи 2 договора: «Стартовым весом МБР или БРПЛ является собственный вес полностью снаряженной ракеты в момент пуска. Забрасываемым весом МБР или БРПЛ является суммарный вес: а) ее боеголовки или боеголовок; b) любых автономных блоков разведения или других соответствующих устройств, для наведения одной боеголовки либо для разделения или для разведения и наведения двух или более боеголовок; c) ее средств преодоления обороны, включая конструкции для их отделения. Термин «другие соответствующие устройства», как он используется в определении забрасываемого веса МБР или БРПЛ во втором согласованном заявлении к пункту 7 статьи 2 договора, означает любые устройства для разведения и наведения двух или более боеголовок либо для наведения одной боеголовки, которые могут сообщить боеголовкам дополнительную скорость не более 1000 метров в секунду». Это единственное документально и юридически зафиксированное и довольно точное определение забрасываемого веса стратегической БР. Не вполне корректно сравнивать его с полезной нагрузкой РН, использующихся в гражданских отраслях для выведения искусственных спутников. Там «мертвый груз», а в состав забрасываемого веса боевой ракеты входит собственная двигательная установка (ДУ), способная частично выполнить функцию последней ступени. Для МБР и БРПЛ дополнительная дельта в скорости 1000 метров в секунду дает существенный прирост дальности. К примеру, увеличение скорости ГЧ с 6550 до 7480 метров в секунду в конце активного участка ведет к повышению дальности пуска с 7000 до 12 000 километров. Теоретически зона разведения боеголовок любой МБР или БРПЛ, оснащенной РГЧ ИН (MIRV), может представлять трапециевидную площадь (перевернутая трапеция) высотой 5000 километров и основаниями: нижним от точки старта – до 1000 километров, верхним – до 2000. Но фактически она на порядок меньше у большинства ракет и сильно ограничена тягой двигателя блока разведения и запасом топлива.

“ Американцы воспользовались ситуацией, поддерживая искаженные или даже ложные представления российской стороны о возможностях их стратегических сил ”

Лишь 31 июля 1991 года были официально обнародованы реальные цифры стартовых масс и полезной нагрузки (забрасываемого веса) американских и советских МБР и БРПЛ. Подготовка СНВ-1 подошла к концу. И только в ходе работы над договором американцы смогли оценить, насколько точны были данные о советских ракетах, предоставленные разведывательными и аналитическими службами в 70–80-х годах. Большей частью эти сведения оказались ошибочными или в отдельных случаях неточными.

Выяснилось, что ситуация с американскими цифрами в среде «абсолютной свободы слова» не лучше, как можно было бы предположить, а намного хуже. Данные в многочисленных западных военных и прочих СМИ в реальности оказались далекими от истины. Советская сторона, эксперты, проводившие расчеты, при подготовке документов как по Договору ОСВ-2, так и по СНВ-1, опирались именно на опубликованные материалы по американским ракетам. Неверные параметры, появившиеся еще в 70-е годы, перекочевали из независимых источников на страницы официальных таблоидов Минобороны США и архивных файлов фирм-изготовителей. Цифры, предоставленные американской стороной при взаимных обменах данными сразу после заключения договора и в 2009 году, не дают реального забрасываемого веса американских ракет, а только суммарный вес их боеголовок. Это касается почти всех МБР и БРПЛ. Исключение составляет МБР МХ. Ее забрасываемый вес в официальных документах указан точно, вплоть до килограмма – 3950. Именно по этой причине на примере МБР МХ подробнее рассмотрим ее конструкцию – из чего состоит ракета и какие элементы ГЧ включаются в забрасываемый вес.

Ракета изнутри

Соль ракетной гонки — часть IIФото: topwar.ru

У ракеты четыре ступени. Первые три твердотопливные, четвертая оснащена ЖРД. Максимальная скорость ракеты в конце активного участка в момент отключения (отсечки тяги) двигателя 3-й ступени составляет 7205 метров в секунду. Теоретически в этот момент может отделиться первая боеголовка (дальность – 9600 км), запускается 4-я ступень. В конце ее работы БЧ имеет скорость 7550 метров в секунду, отделяется последняя боеголовка. Дальность – 12 800 километров. Дополнительная скорость, сообщаемая 4-й ступенью, – не более 350 метров в секунду. Согласно условиям Договора ОСВ-2 формально ракета считается трехступенчатой. ДУ RS-34 вроде как не ступень, а элемент конструкции БЧ.

В забрасываемый вес включены блок разведения боеголовок Mk-21, его платформа, ЖРД RS-34, запас топлива – всего 1300 килограммов. Плюс 10 боеголовок Mk-21RV/W-87 по 265 килограммов. Вместо части боеголовок могут загружаться комплексы средств преодоления ПРО. В забрасываемый вес не включены пассивные элементы: головной обтекатель (порядка 350 кг), переходной отсек между ГЧ и последней ступенью, а также некоторые детали системы управления, не участвующие в работе блока разведения. Итого получается 3950 килограммов. Суммарный вес всех десяти боеголовок составляет 67 процентов от забрасываемого веса. У советских МБР SS-18 (Р-36М2) и SS-19 (УР-100 Н) этот показатель составляет соответственно 51,5 и 74,7 процента. Вопросов по МБР МХ не было тогда, нет и сейчас – ракета вне всяких сомнений относится к легкому классу.

Во всех официальных документах, опубликованных за последние 20 лет, как забрасываемый вес американских БРПЛ указываются цифры 1500 килограммов (в некоторых источниках – 1350) для «Трайдент-1» и 2800 килограммов для «Трайдент-2». Это лишь суммарный вес боеголовок – восемь Mk-4RV/W-76 по 165 килограммов или столько же Mk-5RV/W-88 по 330 килограммов каждая.

Американцы намеренно воспользовались ситуацией, поддерживая до сих пор искаженные или даже ложные представления российской стороны о возможностях их стратегических сил.

«Трезубцы»-нарушители

Соль ракетной гонки — часть II

14 сентября 1971 года министр обороны США одобрил решение координационного совета ВМС начать НИОКР по программе ULMS (баллистическая ракета подводных лодок повышенной дальности). Предусматривалась разработка двух проектов: «Трайдент-1» и «Трайдент-2». Формально заказ на «Трайдент-2» D-5 фирма «Локхид» получила от флота в 1983-м, но фактически работы были начаты одновременно с «Трайдент-1» С-4 (UGM-96A) в декабре 1971-го. БРПЛ «Трайдент-1» и «Трайдент-2» относились к разным классам ракет, соответственно C (калибра 75 дюймов) и D (85 дюймов), и предназначались для вооружения двух типов ПЛАРБ. Первая – для существующих лодок «Лафайет», вторая – для перспективных в то время «Огайо». Вопреки сложившемуся мнению обе ракеты относятся к одному поколению БРПЛ. «Трайдент-2» выполнена по тем же технологиям, что и «Трайдент-1». Однако из-за увеличенных размеров (диаметр – на 15%, длина – на 30%) вдвое возрос стартовый вес. В результате удалось увеличить дальность пуска с 4000 до 6000 морских миль, а забрасываемый вес – с 5000 до 10 000 фунтов. Ракета «Трайдент-2» трехступенчатая, твердотопливная. Головная часть с меньшим на два дюйма диаметром миделя, чем у первых двух ступеней (2057 мм вместо 2108), включает в себя двигатель Х-853 фирмы «Геркулес», занимающий центральную часть отсека и выполненный в виде моноблока цилиндрической формы (3480х860 мм), и платформу с боеголовками, расположенную вокруг него. Блок разведения не имеет собственной ДУ, ее функции выполняет двигатель третьей ступени. Благодаря этим особенностям конструкции ракеты длина зоны разведения боеголовок «Трайдент-2» может достигать 6400 километров. Третья ступень, снаряженная топливом, и платформа блока разведения без боеголовок весит 2200 килограммов. Для ракеты «Трайдент-2» существует четыре варианта загрузки ГЧ.

Первый – «тяжелая ГЧ»: 8 Mk-5RV/W-88, забрасываемый вес – 4920 килограммов, максимальная дальность – 7880 километров.

Второй – «легкая ГЧ»: 8 Mk-4RV/W-76, забрасываемый вес – 3520 килограммов, максимальная дальность – 11 100 километров.

Современные варианты загрузки согласно ограничениям СНВ-1/3:

  • первый – 4 Mk-5RV/W-88, вес – 3560 килограммов;
  • второй – 4 Mk-4RV/W-76, вес – 2860 килограммов.

 

Сегодня можно с уверенностью сказать, что ракета создавалась в период между Договорами ОСВ-2 (1979) и СНВ-1 (1991) заведомо в нарушение первого: «Каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать БРПЛ, имеющие забрасываемый вес больший, чем у наибольшей, соответственно по забрасываемому весу, из легких МБР» (ст. 9, пункт «е»). Наибольшей из легких МБР была SS-19 (УР-100Н УТТХ), чей забрасываемый вес 4350 килограммов. Солидный резерв по этому параметру ракет «Трайдент-2» предоставляет американцам широкие возможности «возвратного потенциала» при наличии достаточно большого запаса боеголовок.

«Огайо» – на иголки

ВМС США имеют сегодня в своем составе 14 ПЛАРБ типа «Огайо». Часть из них базируется в Тихом океане на ВМБ «Бангор» (17-я эскадра) – восемь ПЛАРБ. Другая – в Атлантике на ВМБ «Кингс-Бей» (20-я эскадра), шесть ПЛАРБ.

Основные положения новой политики развития ядерных стратегических сил США на ближайшее будущее зафиксированы в обнародованном Пентагоном Nuclear Posture Review Report 2010. В соответствии с этими планами намечается со второй половины 2020-х приступить к постепенному сокращению количества развернутых ракетоносцев с 14 до 12.

Оно будет осуществляться «естественным путем», по истечении срока эксплуатации. Вывод из состава ВМС первой ПЛАРБ типа «Огайо» запланирован на 2027 год. На замену лодкам данного типа должны прийти ракетоносцы нового поколения, проходящие на данный момент под аббревиатурой SSBN(X). Всего запланировано строительство 12 лодок нового типа.

НИОКР идут полным ходом, предполагается начать замену существующих ракетоносцев в конце 2020-х годов. Новая подводная лодка стандартным водоизмещением станет на 2000 тонн тяжелее «Огайо» и будет оснащаться 16 ПУ БРПЛ вместо 24. Сметная стоимость всей программы – 98–103 миллиарда долларов (из которых в 10–15 млрд обойдутся исследования и разработки). В среднем одна подвод-ная лодка будет стоить 8,2–8,6 миллиарда долларов. Ввод в строй первой SSBN(X) намечается на 2031 год. С каждой последующей планируется выводить из состава ВМС одну ПЛАРБ типа «Огайо». Ввод в строй последней лодки нового типа запланирован на 2040 год. В течение первого десятилетия срока службы эти ПЛАРБ будут вооружены БРПЛ «Трайдент-2» с продленным жизненным циклом D5LE.

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация