Гром свободы
04 апр, 2016 0 Комментариев 2 Просмотров

Гром свободы

«В синем Антильском море, Карибским зовут его также, исхлестана злыми валами, ажурною пеной украшена, качается Куба на карте: зеленая длинная ящерица с глазами, как влажные камни», – живописал Остров свободы поэт Николас Гильен. И предупреждал Вашингтон: «Но ты, у берега моря стоящий на крепкой страже морской тюремщик, запомни высоких копий сверканье, язык языков пожара и ящерицу, что проснулась, чтоб вытянуть когти из карты!». Ящерица окончательно проснулась в самом начале 1959-го, а обрести острые когти ей помог Советский Союз.

Куба стала военным форпостом СССР в самом подбрюшье США, испытавших в 1962-м колоссальное потрясение от русских ракет с ядерными боеголовками, чьи стартовые позиции – пусть даже на короткое время – обосновались среди пальмовых лесов мятежного острова.

Аргументы революции

Оснащенные, что называется, до зубов советским оружием, Революционные вооруженные силы (РВС) Кубы быстро стали сильнейшими в Латинской Америке. Уже к 1961 году армия Кастро далеко обогнала по бронетанковой мощи все остальные центрально- и южноамериканские государства вместе взятые, получив 150 «тридцатьчетверок», 41 тяжелый ИС-2 и несколько десятков самоходок СУ-100. Они сыграли свою роль в 1961-м при разгроме десанта «гусанос» в заливе Свиней. Говорят, сам Фидель метким выстрелом из СУ-100 поразил одно из судов, снаряженных ЦРУ, а Т-34-85 не позволили кораблям ВМС США эвакуировать пытавшихся удрать с острова горе-контрреволюционеров. Сущей ерундой выглядели на этом фоне пять легких танков М41 «Уолкер Бульдог», коими янки снабдили тех самых «гусанос». А свергнутому Батисте четырьмя годами ранее поставили аж семь средних «Шерманов», в конечном итоге попавших в руки повстанцев (против которых они и предназначались). Один из тех «Шерманов» с торжествующим Фиделем, въезжающим в Гавану, можно видеть на кубинской банкноте в один песо.

“ Один из тех «Шерманов» с торжествующим Фиделем, въезжающим в Гавану, можно видеть на банкноте в один песо ”

В дальнейшем оснащенность кубинской армии советской и частично восточноевропейской боевой техникой только возрастала. Республика обзавелась сильной боевой авиацией и «кусачим» военным флотом с ракетным оружием класса «корабль-корабль» (первым в Латинской Америке). Выведенные с Кубы по завершении Карибского кризиса советские части оставили Фиделю даже такую экзотическую технику, как ФКР-1 класса «земля-земля», забрав только ядерные боевые части к ним. Кубинцы обожали возить эти подарки на парадах.

К середине 80-х более чем 200-тысячные РВС имели свыше 600 танков (по некоторым данным, до 900) – от легких ПТ-76 до средних Т-62, сотни бронетранспортеров и БМП, мощную артиллерию калибра до 152 миллиметров включительно, тактические и зенитные ракетные комплексы, около 170 истребителей (МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23), три дизельные подводные лодки проекта 641, пару (позднее тройку) специально спроектированных в Зеленодольске на экспорт новеньких сторожевиков проекта 1159Т и три десятка ракетных катеров проектов 183Р, 205 и 205У. Кубинские войска демонстрировали отменную выучку в Анголе и Эфиопии, выполняя боевые задачи в интересах Pax Sovietica. Словом, это была еще та заноза, воткнутая в задницу Pax Americana и куда более прочная, чем иные союзники по Варшавскому договору (вопрос о том, во что оборачивалось содержание Pax Sovietica, оставим за пределами этой статьи).

Попутно Гавана решала силовым путем собственные проблемы. Так, в 1977 году доминиканцы не слишком долго кобенились с освобождением задержанного было кубинского гражданского судна: оглушивший их столицу Санто-Доминго форсажный пролет дюжины МиГ-21, пожаловавших с Острова свободы, быстро привел в чувство руководство банановой республики.

Кулибины поневоле

Распад СССР особенно болезненно отразился на военно-воздушных и военно-морских силах Кубы. Нехватку запчастей, комплектующих и просто современных образцов боевой техники остро почувствовали и сухопутные войска.

Гром свободыКоллаж Андрея Седых

Но кубинцы не сдаются. Сегодня Остров свободы не только паноптикум американской автоклассики, но и уникальная мастерская боевой техники, тоже «винтажной». Удивительно, как кубинцы умудряются совладать с культурой веса в препарируемых изделиях, вовсе не рассчитанных на то, что делают с ними местные кулибины. Объяснение одно: техника советская, двужильная.

В мероприятиях по «перевооружению» делается ставка на продление сроков эксплуатации элементов советской боевой техники, годных к использованию, притом что сами машины пришли в негодность. Речь, например, идет о боевых модулях БМП-1 (башня с 73-мм орудием «Гром» и пусковой установкой ПТУР «Малютка») и 100-мм танковых пушках Д-10Т, снятых со средних танков Т-54 и Т-55. «Верх» БМП-1 без какой-либо переделки устанавливается на шасси колесных бронетранспортеров БТР-60ПБ. Во втором случае на этой же базе монтируются облегченные башни местного дизайна со 100-мм танковой пушкой. Кстати, данная колесная БМП практически повторила советскую опытную БМП ГАЗ-50, созданную в 1971 году на том же шасси и с таким же вооружением. С той лишь разницей, что используемый кубинцами противотанковый ракетный комплекс «Малютка» представляет собой не исходную советскую систему, а, видимо, китайскую модификацию HJ-73C или HJ-73D c полуавтоматическим наведением и тандемной боевой частью.

На некоторых кубинских БТР-60ПБ полностью срезана крыша и в десантном отделении установлена 23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23-2. Аналогичным образом используются и старые бронетранспортеры открытого типа БТР-152 (это уже не кубинское ноу-хау, а довольно распространенная в странах Азии и Африки «самопальная» модификация 152-го).

Такого рода метаморфозы советская боевая техника начала претерпевать на Кубе давно – известна фотография Фиделя Кастро в самом расцвете сил на фоне БТР-60П, переделанного под самоходку с чехословацкой 30-мм спаренной автоматической зенитной пушкой М53/59. На части БТР-60ПБ установлена вращающаяся спарка 37-мм автоматических зенитных пушек.

Т-34-85 тоже приспосабливается под самоходные установки разных типов. Это САУ со 100-мм зенитной пушкой КС-19 на вращающейся платформе и два варианта 122-мм самоходных гаубиц на основе Д-30А. В одном случае орудие установлено в танковой башне со срезанной спереди и сверху броней, в другом – башня снята, и орудие размещено в открытой рубке по типу немецких самоходок периода Второй мировой, создававшихся, в частности, на базе трофейных французских танков (нечто подобное из Д-30 и «тридцатьчетверок» в свое время мастерили сирийцы). Часть кубинских Т-34-85 переоборудована в 130-мм самоходные орудия с открыто установленной М-46. Есть еще и зенитный вариант «тридцатьчетверки» с 57-мм спаркой С-68 от советской ЗСУ-57-2.

Замечены две местные модификации БМП-1: истребитель танков (эдакий кубинский «Фердинанд») со 100-мм танковой пушкой Д-10Т и самоходная гаубица с Д-30А, установленной также в задней части корпуса, но в открытой сверху бронерубке. Импровизированные САУ дополнили приличный по латиноамериканским меркам парк самоходных гаубиц советского производства (40 122-мм «Гвоздик» и 152-мм «Акаций»).

Но и это не все. Кубинцам приглянулись армейские грузовики КрАЗ-255Б. На их шасси создано целое семейство самоходных орудий «Юпитер». В истории есть подобные примеры: так, в 30-е годы на вооружение Красной армии была принята 76-мм СУ-12 на шасси трехосного ГАЗ-ААА.

На «Юпитерах» первого поколения установлены 130-мм пушка М-46 и 122-мм гаубица Д-30А. Во втором поколении существенной переделке подверглось само шасси – его сделали двухкабинным на манер МАЗ-543. На платформах таких «Юпитеров» установлены как М-46, так и получившая второе дыхание советская 122-мм пушка А-19 образца 1931/1937 годов, применительно к самоходному варианту разумно оснащенная кубинцами двухкамерным дульным тормозом по образцу Д-30А.

Еще одна местная разработка – 120-мм миномет на базе БРДМ-2. Между прочим, весьма разумное решение. Из кузова грузовика таким особо не постреляешь, а вот из специально подготовленной БРДМ-2 в самый раз.

Повышая столь оригинальным путем маневренность артиллерии, кубинцы не забыли и о зенитно-ракетных комплексах объектовой ПВО. Полустационарные С-75 и С-125 они превратили в самоходные, разместив пусковые установки ЗУР на платформе Т-55. Для самоходного варианта С-125 создана и новая транспортно-заряжающая машина на базе ПТ-76. Здесь, надо заметить, кубинцы не первопроходцы. Свои самоходные гусеничные варианты С-75 создали китайцы (HQ-2B на спецшасси), С-125 – поляки (комплекс Newa SC на базе Т-55, очень напоминающий кубинский), а на автомобильной платформе они имеются в Северной Корее (например С-125 на КрАЗ-255Б).

Вертолетоносец из траулера

Основу реактивной артиллерии составляют советские БМ-21 «Град», БМ-14 и БМ-24. Но есть и свои образцы. Под названием «Канимар-57» фигурирует бывшая самоходная пусковая установка зенитно-ракетного комплекса «Стрела-1» (на базе БРДМ-2), у которой вместо транспортно-пусковых контейнеров ЗУР подвешена пара 32-зарядных авиационных блоков УБ-32 с 57-мм неуправляемыми ракетами С-5. Подобное использование «эрэсов» довольно широко распространено в разного рода конфликтах, в том числе на территории бывшего СССР.

Неподражаемая разработка РВС Кубы – РСЗО, представляющая собой комбинацию автомобильного шасси и противолодочной 212-мм 12-ствольной реактивной бомбометной установки РБУ-6000 «Смерч-2». Это чудо техники, видимо, получилось после списания трех кораблей проекта 1159Т, на каждом из которых было по две РБУ-6000. Так что можно предположить: РВС располагают батареей из шести таких РСЗО, даром что остался запас реактивных глубинных бомб РГБ-60, коими кубинцы готовы охаживать и сухопутного неприятеля.

Исключение из состава флота, видимо, по техническому состоянию всех фрегатов проекта 1159Т (один из них был продан после списания какой-то частной фирме, которая затопила его у Каймановых островов на потеху любителям дайвинга) лишило ВМС Кубы более или менее крупных надводных кораблей. Но и тут хитроумные островитяне осуществили «импортозамещение», вооружив 3200-тонный большой рыболовный траулер «Рио Дамуджи» испанской постройки 1972 года. На нем две одноконтейнерные пусковые установки ПКР П-20 (экспортный вариант П-15У), снятые с отслужившего свое ракетного катера проекта 205У, артустановка со 100-мм танковой пушкой Д-10Т, корабельный 25-мм спаренный зенитный автомат 2М3 и 12,7-мм пулемет ДШК. Вдобавок ко всему на траулере обустроена вертолетная площадка. Конечно, с одной стороны, получилось черт знает что, а с другой – Куба продемонстрировала один из вариантов мобилизации рыболовного флота. Впоследствии, поняв бесперспективность для такого корабля танкового орудия, кубинцы заменили его 57-мм спаренной автоматической артустановкой АК-725, снятой со списанного торпедного катера на подводных крыльях проекта 206М (девять единиц поставлены Кубе Советским Союзом в 1979–1983-м).

Нашлось неожиданное применение и 533-мм однотрубным торпедным аппаратам ОТА-53-206М, демонтированным с этих катеров. Кубинцы установили по торпедной трубе на своеобразных катамаранах из моторных лодок (по крайней мере известно о двух таких «торпедных катерах»). А наблюдательные иностранцы сообщали о том, что видели в порту Гаваны сверхмалую подводную лодку. Учитывая связи Кубы с КНДР, поднаторевшей в строительстве таких малюток, может быть.

Почти из двух десятков ракетных катеров проектов 205 и 205У, подаренных СССР в 1972–1982 годах, в строю ВМС Кубы сейчас осталось лишь шесть. Снятые со списанных катеров ПУ ракет П-20 флотское командование решило разместить на автоприцепах, оснастив такими комплексами «Бандера» («Флаг» в переводе с испанского) береговую оборону в дополнение к имеющимся советским самоходным противокорабельным ракетным комплексам «Рубеж».

Словом, Революционные вооруженные силы Кубы сдавать свои позиции в регионе не собираются. И когда отпадет острая необходимость в дальнейших оружейных импровизациях, бог весть.

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация