Нулевой километр космических дорог
15 май, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Нулевой километр космических дорог

«История развития отечественной наземной ракетно-космической инфраструктуры». Председатель редколлегии – генеральный директор госкорпорации «Роскосмос» И. А. Комаров, научный редактор и автор вступительной статьи – член-корреспондент РАН И. В. Бармин. ИД «Столичная энциклопедия», Москва, 2017.

Космонавты шутят: «Самое главное – сделать три шага: стартовать, слетать в космос и благополучно приземлиться». В первых трех томах серии, посвященной освоению околоземного пространства, уже было рассказано о том, как в нашей стране создаются ракеты, пилотируемые корабли, автоматические аппараты, межпланетные и орбитальные станции. Четвертый том посвящен истории становления и развития наземной ракетно-космической инфраструктуры, состоящей из технологических объектов, создаваемых для обеспечения подготовки к пуску и его осуществления, а также из обслуживающих объектов и технических средств, предназначенных для обеспечения работ на полигонах, космодромах и в боевых позиционных районах.

«История развития отечественной наземной ракетно-космической инфраструктуры»

Книгу открывает статья старейшего работника отрасли, в прошлом – первого заместителя генерального конструктора В. П. Бармина – Н. М. Корнеева, посвященная созданию в КБ общего машиностроения наземных комплексов для первых баллистических ракет дальнего действия – Р-1, Р-2, Р-3, Р-11, Р-5, Р-12 и Р-14. Следующие главы книги знакомят с тем, как создавались стартовые комплексы первых МБР Р-7, Р-7А, Р-9А и Р-16, как под руководством главного конструктора В. Н.Соловьева в КБ транспортного машиностроения были разработаны стартовые комплексы ракет «Космос», «Рокот», «Циклон-2» и «Циклон-3», как они строились на полигонах и космодромах Капустин Яр, Байконур, Плесецк.

Со временем появились первые шахтные пусковые установки для ракет Р-12У, Р-14У, Р-9А и легких космических ракет. Вслед за ними разработаны и построены шахты массовых отечественных МБР УР-100. В 1975 году в СССР было построено 1140 ШПУ для ракет УР-100 различных модификаций, таких объемов строительства не знала ни одна страна мира. Сложнейшими работами стали наземные стартовые комплексы тяжелых ракет УР-500, «Протон-К», Н-1, многоразовой транспортно-космической системы «Энергия» – «Буран», проект комплекса для сверхмощной ракеты УР-700.

В конце 1950-х в ленинградском КБСМ под руководством главного конструктора Е. Г. Рудяка начались работы по созданию шахтных комплексов для тяжелых ракет Р-16У и Р-36. В 1970-м работы продолжились под руководством В. С. Степанова. Были созданы ШПУ с минометным стартом для тяжелых Р-36М, Р-36М УТТХ. Здесь разработан шахтный комплекс для ракеты Р-36М2 «Сатана».

В КБ специального машиностроения под руководством В. В. Чернецкого были созданы стартовые комплексы для твердотопливных РТ-1, РТ-2, под руководством Б. Г. Бочкова, А. Ф. Уткина, Н. А. Трофимова – самоходная пусковая установка для РТ-20П, ШПУ ракет МР-УР-100, БЖРК РТ-23УТТХ, под руководством В. Д. Гуськова – шахтный комплекс для «Тополя-М». Под руководством В. Г. Долбенкова ведутся работы по теме «Сармат».

В книге впервые опубликованы материалы о разработке всех пусковых установок Московского института теплотехники, начиная от БМ-14-17, БМ-20 и БМ-24 до боевых комплексов «Темп-2С», «Пионер-3», «Скорость», «Курьер», «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», созданных под руководством А. Д. Надирадзе, Б. Н. Лагутина и Ю. С. Соломонова.

Отдельные главы посвящены разработке стартовых устройств баллистических ракет подводных лодок в Миасском ГРЦ под руководством В. П. Макеева и В. Г. Дегтяря, созданию ракетного комплекса «Зенит» наземного стационарного и морского базирования («Морской старт»).

Завершают книгу статьи о реализации проекта «Союз» в Гвианском космическом центре, о создании стартового комплекса «Ангары» на космодроме Восточный. В приложениях опубликована краткая информация обо всех космодромах и ракетных полигонах мира.

Как и предыдущие книги серии, четвертый том хорошо иллюстрирован. Опубликованы около 1000 фотографий, рисунков, схем и чертежей космодромов, стартовых и технических комплексов, шахтных, морских и мобильных пусковых установок. Многие иллюстрации обнародуются впервые.

Следует отметить, что в книгах серии «Развитие отечественной ракетно-космической науки и техники» публикуются оригинальные текстовые и графические материалы, официально представленные учреждениями Российской академии наук, предприятиями, организациями промышленности, высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями Минобороны. Они подвергнуты систематизации, прошли соответствующие экспертизы, научное и литературное редактирование. Появление несистематизированных, ошибочных, неточных, недостоверных, устаревших данных, сведений из Интернета, других электронных средств и бумажных носителей массовой информации, как отечественных, так и зарубежных, в книгах серии исключено.

Издательский дом «Столичная энциклопедия» завершает подготовку к печати пятого и шестого томов серии – «История развития отечественных ракетно-космических двигательных установок» и «История развития систем управления ракетно-космической техники». В работе над книгами принимают участие около 150 предприятий, организаций, учреждений ракетно-космической промышленности.

Опубликовано в выпуске № 18 (682) за 17 мая 2017 года

Источник: http://vpk-news.ru

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация