Гремучая смекалка
18 апр, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Гремучая смекалка

Война войной, но даже в окопах хочется максимального комфорта. Саперы одной из частей, в зиму 1914–1915 годов оказавшиеся в Восточной Пруссии, обратились к командиру с просьбой позволить соорудить баню.

Украденная баня

Гремучая смекалкаКупание в воронке

Разрешение было получено, дело оставалось за техническим исполнением. Брошенные кирпичные строения в округе имелись, а сложить печь и заделать оконные отверстия для бойцов не проблема. Но отсутствовало самое главное – котел, в котором можно греть воду.

Однако не прошло и трех дней, как баня заработала, в ней мылись и стирались не только саперы, но и солдаты соседних стрелковых частей.

Имелся и котел – большой, чугунный, рассчитанный на несколько ведер воды. Саперы выкрали его в соседней артиллерийской батарее ночью из-под носа у часового и три километра тащили на плечах до родной части.

Бесстрашная кухня

В мае 1915-го после Горлицкого прорыва противника русские войска отступали с Карпат. Мосты после прохода по ним всех своих подразделений полагалось взрывать.

Очевидец вспоминал, как в определенный час по мосту двинулся обоз 1-го разряда, принадлежавший 5-му Финляндскому стрелковому полку, потом проследовал командир со своим штабом, прошли колонны пехоты и арьергард. Казалось, пора было подрывать. Но так как приближения противника не чувствовалось, саперный офицер решил помедлить, что было абсолютно верно: к переправе продолжали подходить группы отставших, вдруг появлялись подводы и двуколки, причем принадлежавшие не только арьергардному полку, но и иным частям. Затем на мост неспешно въехала походная кухня. Бородач, ею правивший, так и не смог толком объяснить, откуда он взялся и по какой причине отстал. После проезда кухни мост взорвали. Но ее появление произвело такое впечатление на саперного офицера, что в течение всего Великого отхода летом 1915 года через Галицию вплоть до Тарнополя (ныне Тернополь) он не спешил уничтожать мосты, пока не проедет кухня. Ее появление было безошибочным знаком, что сзади уже никого нет. Именно кухня всегда замыкала отступление, и мост можно было спокойно взрывать.

Чаек с огоньком

Весной 1916 года, когда начался знаменитый Брусиловский прорыв, 22-й армейский корпус после прорыва на реке Стрыпа в направлении на Бучач успешно развивал наступление, выбивая противника из сильно укрепленных позиций. Тяжелой артиллерии почти не было, потому саперам приходилось вручную пробивать проходы во вражеских проволочных заграждениях. Они действовали с помощью так называемых удлиненных зарядов. Последние представляли собой узкие доски, на которые были поперечно уложены цилиндрические шашки «гремучего студня», завернутого в пергаментную бумагу. Выглядевший как желтоватая желеобразная масса, он в отличие от динамита был безопаснее в обращении, поскольку не взрывался от ударов.

Пехотинцы нашли неиспользованные заряды и увидели, что они легко воспламеняются, зажигая даже сырое дерево, а из-за высокой температуры их горения вода в котелках закипает очень быстро. То есть чай можно организовать в любую погоду, хоть под дождем. Это стало ценным открытием. Тут бы радоваться, но… Разведя костер и поставив вокруг него свои котелки, солдаты по привычке периодически подбрасывали в огонь патроны, чтобы как-то развлечься в ожидании, пока закипит вода. В обычном костре они безобидно пшикали, никому не причиняя вреда. Но если горели шашки с «гремучем студнем», патроны становились детонаторами. И горящие головешки, котелки летели в разные стороны. А вокруг костра лежали обожженные, ошпаренные и раненые солдаты.

Алексей Олейников,
доктор исторических наук, ведущий рубрики

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация