Политическая победа под Аль-Бабом
13 фев, 2017 0 Комментариев 2 Просмотров

Политическая победа под Аль-Бабом

На фоне обострения в Донбассе оказался незамеченным крупный успех в борьбе с запрещенным в РФ «Исламским государством». Причем нанести поражение террористам смогли бывшие непримиримые враги. Правительственным войскам, поддерживаемым ВКС России, и Сирийской свободной армии (ССА) помогали еще и турецкие военные.

Кольцо в районе города Аль-Баба фактически замкнулось. Остается относительно узкий коридор шириной шесть-семь километров. Там образуется еще один малый «котел». Тут Сирийской арабской армии и ССА надо пройти всего два километра.

Стратегическое и политическое значение района Аль-Баба для ИГ велико. Более того, с начала нового года руководство «Исламского государства» постоянно перебрасывало на это направление наиболее боеспособные отряды. Бои за Аль-Баб продолжались достаточно долго и очень дорого обошлись турецкой стороне и ССА. Но ситуация неожиданно переломилась.

Пробитый «Щит Евфрата»

Первоначально наступление на Аль-Баб, достаточно крупный по сирийским меркам населенный пункт (150 тысяч жителей), расположенный на северо-западе страны, в нескольких десятках километров от Алеппо, не входило в планы российских и сирийских военных.

“ Террористы совершили сразу две ошибки – политическую и военную, сняв из района Пальмиры значительные силы и бросив их на оборону Аль-Баба ”

Город лежит на перекрестке дорог. С севера они ведут от территории Турции в глубь Сирии. А идущее с запада на восток шоссе М-4 открывает путь в центр государства. Взяв под контроль трассу, легко можно обойти с севера столицу ИГ – Ракку. М-4 становится весьма удобным плацдармом для наступления на главный город халифата. Для «Исламского государства» сдача Аль-Баба означает потерю всего севера Сирии, а также необходимость отступления за Евфрат фактически до самой Ракки.

Город стал целью турецкой операции «Щит Евфрата». При начале вторжения почти все сирийские части на севере были скованы в боях за Алеппо. Но надо понимать, что Анкара стремилась не столько нанести поражение ИГ, сколько создать проблемы действующим в Сирии курдским отрядам ополчения. Падение Аль-Баба заставит их отойти в районе Кобани на восточный берег Евфрата. Тем самым турецкие военные снимали давление на границу своего государства, а также прикрывали маршруты снабжения.

Следует отметить, что российские СМИ несколько приукрасили турецкое наступление. Оно не было масштабным. Фактически с турецкой стороны действовали один-два танковых батальона на «Леопардах-2» при поддержке спецназовцев. Главной же ударной силой «Щита Евфрата» стали отряды протурецкой Свободной сирийской армии. Танки вели огневую поддержку боевиков, а бойцы спецназа выступали инструкторами.

Политическая победа под Аль-БабомФото: mtdata.ru

Хотя ССА и относится к умеренной оппозиции, ее отряды прославились жестокостью по отношению и к сирийским военным, и к мирному населению. Но нельзя не отметить: из всех «умеренных» эти отряды были самыми боеспособными и удерживали под контролем значительную территорию.

Но еще в 2015 году ситуацию поменяли боевики ИГ, ударившие по ССА от реки Евфрат. В скоротечных боях с радикалами «умеренные» понесли очень серьезные потери и ушли с позиций. Под контролем оставались только участки территории на севере Сирии вблизи турецкой границы.

«Щит Евфрата» начался достаточно странно. С 24 августа прошлого года турецких военных постоянно останавливали по политическим причинам. Понимая, что главный замысел Анкары – нанести поражение курдам, Пентагон всячески тормозил наступление. Хотя сами боевики ИГ выставили против наступающих только несколько заградительных позиций.

Только 6 ноября турецкие силы вышли в пригороды Аль-Баба. Но ССА оказалась не готова к штурму. Поэтому в Анкаре несколько скорректировали планы. Ожидалось, что ИГ бросит город, но боевики решили обороняться. 12 декабря они уничтожили из ПТУР TOW-2 первый турецкий «Леопард-2».

Несмотря на насыщенность обороны радикалов современными противотанковыми средствами, турецкие формирования через несколько дней пошли на штурм. Его последствия известны достаточно хорошо. Фотографии с захваченными и сожженными ИГ «Леопардами» и бронемашинами, а также трупами турецких спецназовцев обошли все мировые СМИ.

Нанеся огневое поражение, ССА и турки пошли в наступление. Боевики начали планомерно покидать позиции, отходя в район больничного комплекса. Штаб операции принял этот маневр за паническое отступление и бросил в прорыв основные силы. Но у больницы их ждала организованная по всем правилам военного искусства засада. Результатом боя стало паническое бегство отрядов ССА и потеря Анкарой десятка боевых машин.

Дорога в «котел»

Фактически с момента этого поражения штурм Аль-Баба остановился. Турки попытались подтянуть дополнительные силы. В район перебросили подразделения легкой пехоты и воздушно-десантных войск. В Сирию начали входить дополнительные танки и САУ. Правда, Анкара продолжала делать ставку на отряды ССА. С ними проводились активные занятия.

Но с начала 2017 года ситуация резко изменилась. В операцию включились сирийские силы. Почему Москва и Дамаск пошли на это? На момент начала наступления в районе Аль-Баба уже пала Пальмира. Боевики ИГ сосредоточили серьезные силы для защиты вновь отбитого города. Но начав наступление в районе Аль-Баба, правительственные войска вынуждали радикалов перебрасывать силы в этот район. Логика в том, что чем успешнее продвижение, тем меньше бойцов противника в районе Пальмиры.

Следует отметить, что Россия и Турция вступили в активные переговоры. Результат – совместные авиаудары, нанесенные 18 января ВКС России и турецких ВВС. С этого момента такое взаимодействие в сирийском небе стало нормальным.

Одновременно в наступление перешли подразделения сирийской армии. Надо признать, что в отличие от «умеренных» САА действовала более агрессивно. Наступление правительственных сил поддерживает сильнейший артиллерийский кулак из дальнобойных «Мста-Б», реактивных «Смерчей» и «Ураганов». Очень интенсивно и эффективно действовала сирийская и российская авиация. Очаги сопротивления боевиков первоначально подавлялись артиллерийским огнем и ударами с воздуха. В них участвовали дальние бомбардировщики Ту-22М3. Потом вступали наземные силы. Такой подход оказался очень эффективным, за три недели сирийские войска вышли к Аль-Бабу, заняв широкий фронт.

В конце января в наступление перешли и турецкие силы – отбили большую часть города и осуществили его охват. С севера соединения с ними ждали сирийские правительственные отряды.

Разгром наоборот

Руководство ИГ просчиталось и с политической, и с военной точек зрения, бросив в бой значительные силы, в надежде, что Анкара и Москва не договорятся. Поражение протурецких сил открывало «Исламскому государству» уникальные возможности – разбить отряды ССА и оттеснить их «кураторов» на исходные рубежи. После этого можно было бросать освободившиеся силы против правительственной сирийской армии под Алеппо. Классический разгром противников по очереди.

Отсюда и военная ошибка ИГ. Сняв значительные силы из района Пальмиры, руководство джихадистов сконцентрировало их на узком участке для сдерживания турецких войск и последующего нанесения удара. А вот с севера, со стороны Алеппо группировку прикрывали малые силы, удерживавшие важные участки местности. И когда сирийские войска перешли в наступление, вал артиллерийского огня и авиаударов просто смел отряды боевиков.

Впервые с момента появления «Исламского государства» ему нанесено чувствительное поражение. Даже если «котел» не получится закрыть достаточно быстро, в боях и под ударами авиации террористы понесли серьезные потери. Освобождение севера Сирии от ИГ уже не столь призрачно.

Возможно, еще важнее политическая победа. Впервые умеренная оппозиция пусть и через посредников, но совместно с правительственными войсками громит ИГ.

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация