«Дикий капитализм» добрался до Боголюбова
09 дек, 2016 0 Комментариев 0 Просмотров

«Дикий капитализм» добрался до Боголюбова

«Дикий капитализм» добрался до Боголюбова

Рядом со знаменитым храмом хотят выпускать презервативы
Вокруг одного из самых знаменитых мест в России — села Боголюбова Владимирской области — разгорается скандал. Село известно тем, что в нём находится один из древнейших и совершенных образцов древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли. Боголюбово — это не только святое место для верующих. Это — один из главных символов России. Ведь именно в этих местах возникла Северо-Восточная Русь, без которой невозможно представить возрождение России после монголо-татарского нашествия.

Сегодня Боголюбово бурлит. Компания «Бергус» рядом со знаменитым храмом собирается строить завод, выпускающий презервативы.

Православные верующие уже не раз выражали свой протест. Последний раз 6 декабря, когда больше ста человек вышли на пикет к зданию местной администрации.

До сих пор ни власти, ни представители компании, решившей, что лучшего места для производства презервативов, чем знаковое для России место не найти, никак не отреагировали на протесты. В конце ноября помощник директора компании «Бергус» Роман Комов заявил, что «перенести производство в другое место у нас возможности нет. У компании „Бергус“ в собственности нет других промышленных участков».

Как водится в таких случаях, компания пытается оправдаться тем, что завод «должен находиться именно в их посёлке: давать им рабочие места, зарплаты и делать отчисления в бюджет».

Всё это прекрасно. Однако очевидно, что в той же Владимирской области немало мест, где завод точно так же мог бы давать рабочие места местным жителям, не задевая при этом ни чувств верующих, ни просто тех граждан, кто бережно относится к отечественной истории и культуре.

— Это пример мышления в духе «дикого капитализма» — если это выгодно, значит это оправдано, — говорит православный публицист, главный редактор портала «Русская народная линия» Анатолий Степанов. — Для таких бизнесменов протестующие верующие — это люди, которые сами не знают, чего хотят. Для таких бизнесменов выгода оправдывает всё. Это, на мой взгляд, ущербное сознание.

К сожалению, это далеко не первый случай по стране. И ещё меня удивляют чиновники, которые выдают разрешение на ведение такого бизнеса, не задумываясь просто о том, как он повлияет на имидж их города или села. Тем более, когда речь идёт о таком месте как Боголюбово, имеющем для всей России большое значение. А потом чиновники удивляются «неблагодарным жителям», протестующим против строительства завода, который должен дать им рабочие места.

Это тот случай, когда всё сделано, как нарочно, чтобы устроить на пустом месте очаг напряжения, столкнуть людей. Ведь я уверен, что в том же Боголюбове есть люди, которые не видят ничего страшного в том, что рядом с православной святыней строится такой завод. И значит, неизбежны споры и даже конфликты между жителями посёлка.

«СП»: — Тем более что завод, наверняка можно построить в соседних посёлках, находящихся на расстоянии 1−2 километра. Все желающие вполне могли бы ездить или ходить на работу из Боголюбова.

— Да, конечно. Можно было бы всё сделать, что называется, по-умному, просчитать все издержки. Директор компании мог бы понять, что он имеет дело не с обычным «населённым пунктом».

Ну и власть в данном случае просто не выполняет своих функций. Потому что её задача не только в том, чтобы развивать социальную и экономическую сферу. Она должна заботиться о том, чтобы люди в своём городе или посёлке чувствовали себя спокойно. А в данном случае речь идёт о том, что возмущены православные не просто одного населённого пункта, а всей России. Я хочу заметить, что Боголюбово для нас, православных, ценно не только тем, что здесь находится древний шедевр церковного древнерусского зодчества, построенный по приказу канонизированного князя Андрея Боголюбского, здесь ещё находится один из крупнейших в Русской православной церкви действующих монастырей. Он имеет большое почитание среди православных, его негласный духовник — известный священник Фёдор Кучер.

Поначалу речь шла о строительстве завода, выпускающего медицинские препараты. Совершенно нейтральные в нравственном отношении вещи. И на первом этапе возражений против строительства завода ни у кого не было. А когда процесс пошёл, вдруг выяснилось, что будет запущена линия по производству презервативов.

Древнеримский император Веспасиан известен тем, что обложил налогами общественные туалеты. Легенда приписывает ему фразу: «Деньги не пахнут». В данном случае хозяева будущего завода, похоже, пытаются действовать по такому же принципу. Так можно далеко зайти.

«СП»: — Как вы считаете, удастся ли перенести столь «щекотливое» производство подальше от святых стен?

— Ясно, что мы не сможем по мановению ока переделать всех сограждан так, что они вмиг станут высокодуховными, воцерковлёнными и даже сами эти резиновые изделия им станут не нужны. Тем не менее, я считаю, что православная общественность уже имеет достаточное влияние в стране, чтобы, по крайней мере, в столь чувствительных случаях добиться своего. Что касается Боголюбова, то тут, может быть, должен вмешаться губернатор Владимирской области. Не знаю, от чего это до сих пор не произошло. Или из-за того, что некоторые чиновники у нас ждут приказаний сверху, то ли потому, что пока ещё не очень громко звонят наши православные колокола, не доходят до губернаторского уха. Ну что ж, они будут звонить громче и настойчивее.

Я думаю, что власти надо уже понять, что ситуация поменялась. Православное сообщество теперь — это не только «бабушки». Подросло поколение православных людей, имеющих вес в обществе — это и общественные деятели, и бизнесмены, и деятели культуры. Это люди, умеющие действовать в информационной сфере, умеющие грамотно постоять за свои права. С ними власти придётся считаться. Поэтому я надеюсь, что как в случае Боголюбова, так и в других, православному сообществу вместе с властью удастся донести до бизнесменов, что прибыль — это не единственное измерение того, что они делают.

— Я думаю, что в данном случае нет намеренной «нравственной диверсии», — говорит известный писатель и учёный Сергей Кара-Мурза. — Просто значительная часть наших предпринимателей пробивались «в люди» в 90-е годы. У них нередко отсутствует не только эстетическое чувство, но и просто понимание, что прилично, а что нет. Это вообще у нас большая проблема, поскольку наш предпринимательский класс формировался стихийно и какой-то общепринятой этики поведения в этой сфере просто не существует. В каких-то странах бизнесмен знает, что если он переступит некие этические, а тем более нравственные границы, с ним в будущем многие не захотят иметь дела. У нас пока этого нет, не выработалось.

Впрочем, через это проходили все страны в период, когда в них возникал капитализм. И этим всерьёз занималась власть, общество. Приучали бизнес не нарушать религиозных и других обычаев страны и народа. Причём, это характерно как для европейцев, так и для жителей Азии. В частности, даже в коммунистическом Китае предпринимателей учат с большим тактом относиться к конфуцианству, даосизму, буддизму и другим традиционным религиям. Потому что понимают: иначе они обязательно войдут в конфликт с разными слоями общества. Наиболее осторожно надо обращаться с тем, что имеет духовную или культурную ценность для всей нации. А случай с Боголюбово — как раз из этого разряда.

В России проблема усугубляет коррупцией. Посмотрите, сколько ради прибыли бизнесмены в связке с чиновниками уничтожают культурных объектов в той же Москве, сносят старинные здания.

«СП»: — Всё-таки с момента «лихих девяностых» прошло довольно времени. Когда бизнесмены у нас начнут учитывать духовную сторону жизни или хотя бы эстетическую?

— Дело в том, что у нас государством не ставилось такой задачи. Думаю, что в такой ситуации должны проявлять инициативу общественные деятели, журналисты, просто неравнодушные люди. Иначе дело так и не сдвинется с места.

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация