Соединенные Штаты Средней Азии
13 сен, 2012 0 Комментариев 331 Просмотров

Соединенные Штаты Средней Азии

Американцы переманивают союзников России
Соединенные Штаты Средней Азии
В начале этой недели генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа прилетел с двухдневным визитом в Астану, чтобы обсудить с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, председательствующим в организации, повестку предстоящего саммита, который состоится в Москве в конце текущего года. Официально речь идет о масштабном проекте строительства на территориях Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана военных заводов. Инициатором этой идеи выступает российская сторона, которая, видимо, планирует установить постоянный контроль над реализацией этого начинания.

Между тем многие эксперты констатирует, что ОДКБ трещит по швам. Нынешним летом о своей готовности покинуть блок заявлял Узбекистан. В узбекистанском МИДе решение о выходе из ОДКБ объяснили противоречиями по афганскому вопросу. Однако реальные причины, скорее всего, лежат гораздо глубже. За Узбекистаном могут последовать Киргизия и Таджикистан. Отношения России с этими республиками в последнее время заметно осложнились.

Каковы же реальные перспективы ОДКБ? И почему именно сейчас встал вопрос о строительстве военных заводов? С этими вопросами мы обратились к Сергею Гриняеву, доктору технических наук, генеральному директору Центра стратегических оценок и прогнозов.

- В странах СНГ будут создаваться, скорее всего, предприятия, производящие стрелковое и, возможно, бронетанковые образцы вооружения. Речь не идет о высокотехнологичном производстве авиационной техники и современных средств ПВО – для создания таких высокотехнологичных образцов ВиВТ в странах СНГ сегодня нет необходимого квалифицированного персонала, - поясняет эксперт. – Если же говорить шире, вопрос о поставках вооружения всегда был одним из основных во взаимоотношениях с партнерами по ОДКБ. России постоянно ставили в укор то, что она поставляет союзникам вооружение дороже, чем это делает НАТО, которое может позволить себе просто подарить часть собственного списанного вооружения, либо поставить новое со значительной скидкой.

«СП»: - А сейчас предполагается строительство заводов по производству устаревших образцов вооружения?

- Таковы реалии сегодняшнего дня. Дело в том, что в последние годы российское военно-политическое руководство неоднократно заявляло о том, что многие образцы отечественного вооружения не соответствуют современным требованиям, и для российских ВС необходимо закупать иностранное вооружение. Это поставило отечественных оружейников в непростую ситуацию. Продвижение на рынки стран СНГ может быть некой отдушиной для них в сложившихся обстоятельствах. Так что строительство оборонных заводов на территории стран-членов ОДКБ - во многом мера вынужденная.

Однако следует учитывать, что формирование собственного ВПК в странах, большинство из которых лежит в неспокойном регионе Центральной Азии, может в среднесрочной перспективе оказать негативное влияние на рост напряженности в регионе. Возможно такое развитие событий, когда часть произведенного оружия будет попадать в руки членов антиправительственных организаций в регионе. А общая тенденция к исламизации многих стран в регионе здесь также не добавляет оптимизма.

«СП»: - В этом году ОДКБ исполнилось 10 лет, а Договору о коллективной безопасности – 20. Как вы охарактеризуете юбилей?

- Юбилей вышел не очень-то и веселый – в последнее время над организацией все больше сгущались тучи недоверия и скептицизма.

«СП»: - Почему?

- Дело в том, что основной идеей на стадии становления этой организации было желание сохранить по возможности систему базирования, а главное - систему управления остатками Вооруженных Сил СССР. Но время шло, государства крепли в своей независимости, формировали собственное восприятие внешнеполитических ориентиров и собственное видение будущего своей страны. В новых условиях ОДКБ стала тяготить некоторых из ее членов. В итоге к началу XXI века критическая масса недовольства привела к кризису в ОДКБ. В 1999 году ряд государств отказался от подписания нового договора (произошло это не без участия Запада), создав собственный блок с явной антироссийской направленностью – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия).

«СП»: - Нарастание недовольства со стороны наших партнеров, раскол в ОДКБ были бы невозможны без просчетов российского руководства. В чем заключались основные ошибки Кремля?

- Россия, поддержавшая США в их якобы (как оказалось спустя десятилетие) борьбе с терроризмом, допустила тогда сразу две серьезные ошибки: она пустила США в стратегически значимый для себя регион и взяла на вооружение идеологию борьбы с «международным терроризмом» в качестве основы дальнейшего развития ОДКБ. Иначе говоря, в глазах региональной элиты Россия перестала быть центром силы. И одновременно стала экспортером западных ценностей.

«СП»: - Вы говорите о нашей поддержке США в глобальной контртеррористической операции со стороны США и НАТО в Афганистане? Но ведь мы были заинтересованы в борьбе с наркотрафиком и с терроризмом.

- Тогда, в 2001 году, невозможно было предугадать, как «аукнется» наша помощь США. Теперь же очевидно, что американцы стали очень влиятельны в Центральной Азии. Как и китайцы. Последующие события в ряде стран региона показали, что Россия и ОДКБ, взяв на себя ответственность в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, оказались в заложниках ситуации. Практически все протестные выступления оппозиции, проходившие в странах-членах Организации, приравнивались действующей администрацией к террористической и экстремистской активности, что требовало вовлечения сил ОДКБ во внутренний конфликт. Та же ситуация и с наркотрафиком: не секрет, что нелегальная торговля наркотиками кормит многие властные элиты, что делает саму борьбу малоэффективной.

«СП»: - Иначе говоря, мы встали на сторону Запада и тем самым ослабили себя?

- В какой-то мере – да. В геополитике нет места благодарностям. Только расчет и собственные интересы. Проамериканская позиция России в стратегическом позиционировании ОДКБ породила новый кризис в организации, которым воспользовались «коллеги» из НАТО. Представителями НАТО озвучивалось, что для их экспертов «лакмусовой бумажкой», индикатором градуса внутреннего состояния в ОДКБ были события в Киргизии в апреле 2010 года. В НАТО ждали реакции со стороны ОДКБ. И, не дождавшись ее, приняли внутреннее решение: поскольку организация в кризисе, необходимо перехватывать управление. Что, собственно, и было сделано – финансирование программ двустороннего сотрудничества со странами ОДКБ (за исключением Белоруссии и России) за последующие годы существенно выросло, даже в условиях глобального экономического кризиса. По версии экспертов НАТО, будущее ОДКБ – это центрально-азиатский «филиал» НАТО с краткосрочной целью помощи блоку в противостоянии в Афганистане, среднесрочной целью - в борьбе с Ираном, а долгосрочной – с Китаем.

«СП»: - Есть сигналы, которые говорят о таком сценарии? В чем они проявляются?

- В этом году лето выдалось весьма активным для развития политической ситуации на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Это и непрекращающаяся гражданская война в Сирии, и угроза военной агрессии США против Ирана, и активизация радикальных исламских течений в республиках Средней Азии. Такой калейдоскоп событий заставил руководителей стран-членов ОДКБ задуматься о том, как организация поведет себя в случае, если завтра сирийский сценарий начнет реализовываться у них дома. Киргизия показала, что ОДКБ не может реагировать в соответствии с идеологией коллективной безопасности. Ведь речь идет о внутренних беспорядках, а не о внешней агрессии.

«СП»: - Были ли заявления по этому поводу от руководителей стран ОДКБ?

- Высказался А.Лукашенко по поводу событий в Горном Бадахшане в Таджикистане. По словам белорусского президента, ОДКБ необходимо было как-то отреагировать на ситуацию в Таджикистане, а также на решение Узбекистана приостановить членство в военно-политическом блоке. Однако и в этом случае, как и в случае с Киргизией, позиция руководства ОДКБ была предсказуемой - происходящие в Таджикистане процессы касаются внутренней жизни республики и не требуют вмешательства коллективных сил.

«СП»: - Получается, что коллективная безопасность вроде бы есть, но в новых реалиях она не работает?

- Ситуация с ОДКБ была ожидаема – вслед за несостоятельностью политического проекта, которым явился СНГ, оказался несостоятельным и военно-политический проект ОДКБ. В новых условиях должны быть принципиально иные условия объединения. Задуматься действительно есть над чем. Ситуация последних лет в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в самой России по итогам последних выборов показала, что технологии информационного противоборства, манипулирования сознанием, формирования протестных движений – все, что известно в американской военной стратегии под термином 4GW (четвертое поколение противоборства), активно реализуется на практике.

«СП»: - Запад уже не ставит на войну, на масштабный военный конфликт в достижении своих целей?

- Можно предположить, что впредь не будет войн, какие были в Ираке, а будут «революции», какие произошли в Ливии и Сирии – Запад все больше предпочитает воевать чужими руками. Методы, известные по предыдущим годам как «бархатные революции» или «арабская весна», станут доминирующими. Есть все основания полагать, что этими операциями будут заниматься специализированные подразделения, в частности новые американские организационные структуры «Бюро конфликтов и операции по стабилизации военно-политической обстановки в стране» (Bureau of Conflict and Stabilization Operations (CSO)), созданное в ноябре 2011 года, и «Бюро контртерроризма» (Bureau of Counterterrorism), возникшее в январе 2012 г.

«СП»: - Вы говорите о принципиально новых условиях объединения стран, входящих в ОДКБ. Что имеется в виду?

- Говоря о новых принципах объединения, я имел ввиду то, что они должны быть наиболее прагматичны, нести элемент явной заинтересованности всех сторон. В частности, таким объединительным моментом могла быть роль ОДКБ в качестве гаранта решения водной проблемы в Центральной Азии. Нашим Центром предлагается вариант формирования в Центральной Азии цивилизованного рынка воды, основу которого составит водная биржа. России вполне по силам выступить в этом проекте в качестве третей стороны, а силы ОДКБ могут быть задействованы в роли своеобразных «судебных приставов» - в случае, если кто-то откажется исполнять решение большинства по удовлетворению условий контрактов, то они вполне способны его принудить к следованию договоренностям.

В перспективе организация ОДКБ вполне может трансформироваться в военно-политическую организацию формирующегося Евразийского Союза - именно вооруженные силы России, Казахстана и Белоруссии могут стать этой новой военной силой в регионе.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Талантбек Шабиев
http://svpressa.ru/politic/article/58594/

[related-news]
{related-news}
[/related-news]

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Поделиться

Рекомендуем

Реклама Реклама Реклама Реклама

Теги

Авторизация